Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение

города Новосибирска

"Детский сад № 97 "Сказка" комбинированного вида"

 

Педагогическая копилка

  

  • Организация сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
     

    Методическая рекомендация

    по организации сюжетно-ролевой игры

    в дошкольном возрасте

    Разработала: воспитатель 1кв категории

    Худобородова Н.Л.

     

     

    Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры — действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку».  Эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

    Прежде чем вы начнете проводить сюжетно – ролевую игру в одной из возрастных групп, обратите особое внимание на те задачи, которые вы будете решать в работе с дошкольниками. Они включают следующее:

    ·       развитие игры как деятельности;

    ·       расширение тематики детских игр, углублении их содержания;

    ·       приобретение положительного социального опыта;

    ·       использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;

    ·       развитие всех сторон  личности: движений, всех психических процессов (мышления, воображения, памяти, речи), качеств личности и черт характера, усиление и дальнейшее развитие эмоциональных и волевых проявлений ребёнка;

    ·       подготовка ребёнка – дошкольника к жизни в социуме, социализация его личности.

               Прежде чем, вы будете организовывать, и проводить сюжетно – ролевую игру, необходимо изучить  особенности сюжетно-ролевой игры, которые раскрыты в работах исследователей (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова,  Д.Б. Эльконин,  и др.). В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе сюжетно-ролевая игра  рассматривается как деятельность особого рода, которая характеризуется наличием всех компонентов деятельности: цель, мотив, средства и даже в ряде случаев говорят о результате, но при этом каждый из элементов игровой деятельности специфичен.

    Проанализировав теорию, каждый из вас должен сделать для себя свои выводы по  заученным вопросам, уяснив особую значимость сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников.

    При организации сюжетно – ролевой игры важно учитывать, что в младшем дошкольном возрасте вы должны: подобрать игрушки, позволяющие развернуть игры в семью, дом, детский сад, «шофёры», «поездка», «поезд», «у врача», «магазин» и др. Обратите особое  внимание на их доступность  детям  и хранение их в игровых уголках в поле зрения ребёнка, стимулируя его  игровой замысел.

    В старшем  дошкольном  возрасте необходимо   скомплектовать игрушки  по темам (для игры в больницу, почту, космонавтов, школу, библиотеку и др.) Подготовить готовые  комплекты, состоящие из самых необходимых атрибутов и игрушек, дополнительного игрового материала, предметов – заместителей. Не давать детям  материал в готовом виде,  привлекать  их к этому по мере развития игры.

     

    Хочется обратить особое внимание на следующие моменты при организации сюжетно - ролевой игры:

    1. Выбор игры, которую вы будете включать.

    2. Наличие предметно–игровой среды в зависимости от возраста и тематики.

    3. Наличие плана – конспекта.

     

    Учитывайте принципы формирования сюжетной игры:

    1. Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не «учителя».

    2. Не забывайте о своевременном переводе ребенка к более сложным способам игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.

    3. Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами-сверстниками. Поэтому не стремитесь все время «угадывать» направление его мысли. Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребенка.

    Организуйте наблюдение за свободной игровой деятельностью детей (с целью выявления игровых интересов и навыков детей).
    Ознакомьтесь с перспективным планом развития сюжетно-ролевой игры в данной группе (обратите внимание на предыдущую работу, проделанную воспитателем в этом направлении).

    1. Выбор игры.

    Приступайте к разработке плана организации игровой деятельности.

    При этом учитывайте интересы детей, уровень развития игровых действий, способности развивать сюжет и др.

    Продумайте и опишите содержание игры.

    Спланируйте возможные направления развития сюжета.

    Подготовьте все необходимые атрибуты для игры.

    Организуйте игровую среду.

    Создайте игровую ситуацию для возникновения игрового замысла детей.

    Организуйте ситуацию распределения ролей между детьми.

    Обговорите игровой замысел и правила игры.

    Осуществляйте прямое (младший  дошкольный возраст) или косвенное руководство игровой деятельностью, следите за развитием сюжета.

    Педагогическая разработка плана игры, т.е. начальный этап педагогического конструирования: намётки её сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием (старший дошкольный возраст).

    Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

    Создание воображаемой ситуации.

    Распределение ролей в зависимости от желания ребёнка.

    Начало игры: создайте  игровую или проблемную ситуацию, проведите предварительную беседу, обговорите тему предстоящей игры и т.д.

    Сохранение игровой ситуации: используйте напоминание, указание, совет, положительную оценку, ролевое взаимодействие и др.

    Завершение игры: положительная оценка, анализ ролевых и товарищеских взаимоотношений.

    Вопросы для самоанализа:

    ·        Как можно преобразовать предметно-игровую среду, чтобы повлиять на развитие сюжета и содержание игр дошкольников?

    ·        Можно ли повлиять на ролевое поведение детей в игре, и каким образом?

    ·        В чём может проявиться творчество детей в игре?

    ·        Что вы открыли сегодня для себя, организуя с детьми сюжетно–ролевую игру?

    ·        Какие приёмы руководства Вы считаете наиболее эффективными?

    ·        Какие трудности возникли у Вас при руководстве данным видом игры?

    ·        Какие ресурсы своей педагогической деятельности Вы обнаружили?

    ·        Что изменилось в Вашем отношении к данному виду игровой деятельности?

    Воспитанию, развитию и закреплению качеств личности, необходимых будущему школьнику, способствуют такие сюжетно-ролевые игры, как «Школа», «Библиотека». В них отражаются имеющиеся у детей представления о школе, правилах школьного поведения, требованиях учителя, а также их мечты и желания. Особое внимание при ознакомлении ребят со школьной жизнью уделите таким явлениям,  как школа, кого называют учениками, обратите  внимание на деятельности учеников, на их отношениях между собой и с учителем, расскажите о лучших учениках, возбуждая желание подражать им. Пригласите их в группу и  расскажите об интересных школьных делах, о любимом уроке, о том, как ребята помогают отстающим, как проводят субботники, участвуют в труде взрослых, как отдыхают летом, в какие игры играют. Проведите   беседу «Адреса хороших дел»,  используйте произведения о школе. Знания о школе, полученные детьми во время экскурсии, наблюдений, целевых прогулок помогут вам при организации и проведении сюжетно-ролевой игры «Школа».

    Критерии оценки:

    ·        игра соответствует возрасту ребёнка;

    ·        вовлечённость в игру (количество человек – участников игры);

    ·        соблюдение алгоритма игры;

    ·        эмоциональная насыщенность соответствует замыслу игры;

    ·        особенности поведения детей в игре, подчинение правилам игры;

    ·        степень удовлетворённостью игрой.

    Показатели эффективности

    ·        Замысел возникает по инициативе самого ребенка, обсуждает его с партнёрами по игре, учитывая его точку зрения. Формулировка игровой цели и игровой задачи,  устойчивость замысла, использование импровизации в игре.

    ·        Основное содержание игры, его разнообразие, соотношение предметных, бытовых и отражающих общественные отношения действий.

    ·        Сюжет игры. Разнообразие, устойчивость и развёрнутость сюжета. Умения ребёнка совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

    ·        Игровая роль обозначается словом через ролевую речь, предметные действия, мимику. Степень развёрнутости ролевого диалога, его длительность, умение передать характерные особенности персонажа.

    ·        Взаимоотношения, их численность, устойчивость и характер.

    ·        Игровые действия: степень обобщённости, развёрнутости, разнообразия, адекватности.

    ·        Отношение к правилам: умения выполнять их с взятой на себя ролью, следить за выполнением правил другими детьми.

    ·        Достижение результата игры, умение соотносить его с замыслом.

     

    ЛИТЕРАТУРА

    ·        Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр.

    ·        Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие /Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова – М.: Айрис-пресс, 2008 – 128с.

    ·        Гришина Г.Н. Любимые детские игры.- М.,1997

    ·        Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. – М., 1990.

  •       Консультация для родителей по теме «Зачем ребенку общение со  сверстниками?»
     

    Консультация подготовлена воспитателями МКДОУ№ 97 «Сказка»

    Муль Н.Н. Николаевой М.В., Асадовой С.С., Ефремовой Г.Г., Анищенко Г.В.

    по рекомендациям Яковенко Татьяны Дмитриевны - доцента НГПУ, заведующего отделом профилактической работы с образовательными организациями, семьей и детьми  ГЦОи3 «Магистр», преподавателя детской литературы и психологии НГПУ;

     

     

    Общение со сверстниками необходимо ребенку, чтобы научиться строить отношения к себе равными (В.С. Мухина и др.).

    Общение с другими детьми помогает ребенку преодолеть ограниченность контактов внутри семьи. (С.Л. Рубинштейн и др.).

    Сверстники играют решающую роль в возникновении у ребенка способности утешать, помогать, сочувствовать; именно в общении  со сверстниками ребенок приобретает опыт следования тем правилам, которые предъявляли ребенку взрослые (Ж. Пиаже, В.С. Мухина и др.).

     

    Особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте

     

    ·       Чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей (значительно  чаще, чем в общении со взрослыми, дети проявляют сильные эмоции; от бурной радости, восторга до простого негодования, гнева)

    ·       В среднем дошкольники в трое чаще одобряют ровесника и в 9 раз чаще вступают ним в конфликты, чем при общении со взрослыми.

    ·       Раскованность, нестандартность поведения детей в детском сообществе (кривляются, передразнивают друг друга, гримасничают, принимают причудливые позы, придумывают невообразимые слова и небылицы и т.п.).

    ·       Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, чем проявление сверстника).

    ·       Общение со сверстниками способствует развитию критичности мышления (Е. Субботский и др.).

    ·       Общение со сверстниками необходимо для познания себя самого (М.И. Лисина).

  •      Статья Инклюзивное образование детей с ОВЗ
     

    Гичкина Елена Валентиновна

    Глазырина Екатерина Андреевна

    Фокина Ольга Евгеньевна

    Перова Светлана Анатольевна

    МКДОУ д/с №97«Сказка»

    комбинированного

     вида г.Новосибирск

     

    Инклюзивное образование детей с ОВЗ в МК ДОУ д/с № 97«Сказка» комбинированного вида г. Новосибирска

     

    С принятием ФГОС ДО в дошкольных организациях создаются специальные условия для получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Данные мониторинга состояния здоровья детей детского сада свидетельствует о тенденции нарастания числа детей с функциональными отклонениями в состоянии здоровья и наличием у них хронических заболеваний.

    Дети нуждаются в ранней диагностике, своевременной коррекции нарушений и социальной адаптации. Это указывает на необходимость проведения психолого-педагогических, коррекционных, физкультурно-оздоровительных, медико-реабилитационных мероприятий по психосоматическому, психомоторному развитию детей и формированию основ здорового образа жизни детей и взрослых.

        

    читать далее

     

  •      Статья Интерактивные формы
     

    Глазырина Екатерина Андреевна

    Учитель-логопед высшей кв.категории

    Веселова Светлана Валерьевна

    воспитатель первой кв. категории

    Янголь Лариса Викторовна 

    Воспитатель высшей кв. категории

    МКДОУ ДС№97 «Сказка»

     

    Интерактивные формы взаимодействия с семьей

    в соответствии с ФГОС ДО

     

    Хотели бы Вы проводить собрания так, чтобы каждая семья  в вашей группе ждала его с нетерпением? Хотели бы Вы превратить группу родителей в активных участников совместной деятельности, а семьи в участников образовательного процесса?

    читать далее

     

  •      Статья Д. Голубева корреспондент НГУ
     

    Дина Голубева корреспондент НГУ

    Екатерина Глазырина  логопед МКДОУ №97

     

    Логопеды детского сада № 97 третий год сотрудничают с Новосибирским государственным университетом. На кафедре фундаментальной и прикладной лингвистики НГУ создают новые программы, которые помогут детям с нарушениями речи.

    Детский сад № 97. Утро понедельника. В кабинете логопеда суета вокруг шестилетнего Егора:

     

             читать далее 

     

  • Детская инициатива

  •      Адаптация

     

    •         Что такое адаптация?
    •         Как помочь ребенку привыкнуть к детскому садику?
    •         Что происходит с ребенком, когда он начинает ходить в детский сад?
    •         Рекомендации родителям в период адаптации

                             и многое другое Вы узнаете, прочитав статьи:

     

    предоставленные:

     руководителем ДОУ Гичкиной Еленой Валентиновной,

     педагогом-психологом Чулковой Марией Анатольевной,

     старшим воспитателем Флеер Светланой Александровной,

     старшей медсестрой Лушовой Ольгой Борисовной.

  •      Проекты

  •      Результаты самообследования

Дата последнего обновления страницы 02.06.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»