Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение

города Новосибирска

"Детский сад № 97 "Сказка" комбинированного вида"

 

Педагогическая копилка

  

  • ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТА  «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДОУ КАК МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ООП»

       

                                                                             Статья.  Е.А. Глазырина, О.Е.Фокина

                                                                                                     (г.Новосибирск)

    Необходимость создания модели организации дополнительных образовательных услуг по реализации вариативной части ООП в ДОУ вызвано потребностями детей в игре, физическом развитии,  в общении, любознательности, познавательно-исследовательской деятельности,  запросами родителей по  обеспечению индивидуального развития детей с одной стороны,   и  реализации  педагогическим коллективом ДОУ   ООП в соответствие с ФГОС ДО   с другой.

    Целью данного проекта является создание модели организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ как механизма реализации вариативной части основной образовательной программы.

    Дополнительные образовательные услуги не предоставляются взамен основной  образовательной программы дошкольного образования, а являются одним из способов реализации её вариативной части,  обеспечивая индивидуальное развитие ребенка  в познании, физическом, речевом, художественно-эстетическом, социально-коммуникативном развитии.

    Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляться в форме кружков, секций, студий, клубов.

    Вариативные Программы реализуются в специально оборудованных  помещениях (спортивный, музыкальный зал, бассейн, логопедические кабинеты, кабинет психолога, сенсорная комната),  в групповых помещениях - в центрах активности,  на открытой площадке.

    Развивающая предметно-пространственная среда предусматривает специфику дополнительной образовательной программы и организована как «ответы на вопросы» детей. Организуя среду развития на основе принципов ФГОС ДО, педагоги  обеспечат поддержку инициативы и позитивной социализации  каждого ребенка в самостоятельном, индивидуальном выборе и в самоопределении. Способствует формированию у детей  предпосылок к преодолению препятствий, трудностей, поиску способов решения проблем, формированию коммуникативной активности, творческой,  исследовательской  деятельности.

    Это является одним из условий  индивидуализации детей дошкольного возраста.

    При реализации программ вариативной части, педагогами будут  использоваться современные образовательные технологии и методы ПООП « Открытия» и ООП МКДОУ №97 такие как: технология «Метод проекта», метод «План. Дело. Оценка», Выбор. Правило. Минута тишины. Приемы открытых вопросов, презентации,  метод Выбора,  работающих стендов и др. в совместной, самостоятельной деятельности, взаимодействии с семьей, в  игре. 

    Планирование психолого-педагогической деятельности с детьми осуществляется с учетом принципа комплексно – тематического планирования и выражает суть реализуемой ООП и ее вариативной части.

    Развивающая предметно-пространственная среда, качественные вариативные образовательные программы,  профессиональная компетентность педагогов, участие семей,  взаимодействие с сетевыми ресурсами, являются условиями реализации дополнительных образовательных услуг в детском саду.

    В результате реализации данного проекта созданы программы дополнительного образования, организована  развивающая предметно- пространственная среда, учитывающая специфику программ, потребностей детей и их семей.

     Для расширения возможностей реализации вариативной  части ООП организуется сетевое взаимодействие со школами, организациями дополнительного образования, банками, ТV, СМИ.

    Внутренняя система  оценки  качества образования (ВСОКО)  предоставления дополнительных услуг будет осуществляться с помощью Мониторинга качества, обратной связи.

    Для реализации проекта в ДОУ была создана творческая группа, деятельность которой направлена на поэтапный ввод в действие дополнительных образовательных услуг по реализации вариативной части ООП.

    Творческая группа постоянно выявляет приоритетные идеи, технологии, методы, приемы  для реализации программ вариативной части ООП. Обобщает  опыт педагогов,  рекомендует публикацию опыта на методическом объединении, научно-методическом совете, педагогическом совете, конференциях. А также создает  программно-методические рекомендации.

    Работа с педагогами осуществляется по двум направлениям: теоретическом и практическом. На этапе теоретического осмысления педагогам предлагается изучение нормативно-правовых документов, изучение программ,  программно-методических комплектов, структуры занятий, требования к внутренней системе  оценке  качества дошкольного образования.

    На практическом этапе педагоги осваивают механизм организации  и комплексно-тематическое планирование деятельности, обеспечивающей индивидуальное развитие ребенка, самостоятельно формируют программу, выстраивают структуру занятия, организуют среду с учетом интеграции образовательных областей и видов деятельности, осуществляют внутреннюю систему  оценки   качества образования.

    Руководство дошкольного учреждения организовало профессиональное сотрудничество с учреждениями образования и науки, органами самоуправления ДОУ, с дошкольными учреждениями и методической службой города городского центра развития образования.

    Внедрение проекта проходило в три этапа:

    На подготовительном этапе была создана творческая группа по организации  введения вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования.

     В ходе подготовительного этапа был проведен анализ нормативно-правовой базы, реальной ситуации в ДОУ, изучались запросы семей, потребности детей, возможности педагогов для реализации программ дополнительного образования. Педагогами осуществлялся  выбор программ, современных образовательных технологий и методов в развитии мотивации и способностей детей. Была создана развивающая  предметно-пространственная среда.

    На основном этапе реализуется деятельностный (теоретический и практический) блок по созданию механизма разработки и введения программ вариативной части ООП.

    I модуль  «Введение дополнительных образовательных услуг в ДОУ» предполагается проведение интерактива, семинаров, лекционно-практических занятий, практических мастерских , мастер-классов.

    II модуль  «Рекламно-информационная деятельность при организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ».

    Данный блок включает в себя: знакомство, презентация  программ  дополнительного образования  для участников образовательных отношений.  Представление информации о дополнительных образовательных услугах  на сайте дошкольного учреждения («Открытая приемная»), а так же в группах сада размещение информации  на работающих стендах группы .

                   III модуль    «Роль семьи в организации и проведении кружков, секций, студий». Проведены мероприятия для детей, их семей и педагогов. «Флешмоб»  по привлечению детей и их семей в кружки, студии, интерактивная игра «Арбат идей», сеанс одновременной игры в шахматы «Белая Ладья».

    IV модуль «Реализация вариативной части ООП»  предполагает реализация программ дополнительного образования в ДОУ в полном объеме.

    На заключительном этапе  в конце учебного года осуществляется корректировка, уточнение программы, структуры занятия, видов деятельности, среды, осуществляется внутренняя система  оценки   качества образования.

    Обобщение и презентация опыта осуществляется в ДОУ для участников образовательных отношений, а так же в рамках городской научно-методической недели, научно - практической конференции на УчСибе, в СМИ. Результаты деятельности предоставляются на итоговом педагогическом совете.

    Сетевое взаимодействие с библиотекой им. В. Шукшина, МБОУ СОШ № 141; МБОУ «Гимназия №8»; ЦВР «Лад»; МБУ  МЦ «Дом молодежи», молодежный центр «Сфера»; школа искусств № 27; позволило представить результаты детского творчества на выставках, концертах, спектаклях, соревнованиях.

    В результате внедрения проекта  создана модель организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ, разработан пакет документов и программно-методический комплект для реализации вариативной части основной образовательной программы.

     

  • СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ООП В МКДОУ №97
     

                         Статья.     Е.В. Гичкина, Г.В. Анищенко, С.С. Асадова, Л.В. Янголь

                                                                                               (г. Новосибирск) 

    Программа развития МКДОУ д/с № 97 «Сказка» 2015-2019 г.г. разработана проектно-целевым методом.

    Одним из успешных результатов Программы развития учреждения является  проект «Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ, как механизм реализации вариативной части ООП на период 2016-2019гг» и его реализация.

    Состоит из 3 этапов. 1-ый этап. Подготовительный. (Информационно - аналитическая деятельность). 2-ой этап. Основной (механизм разработки и введения программы вариативной части ООП - дополнительные образовательные услуги.)  3-ий этап. Заключительный. (Контрольно -диагностический.

    Проект «Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ как механизм реализации вариативной части ООП»  определил потребности семей в дополнительных образовательных услугах и возможности педагогов по их реализации в части, формируемой участниками образовательных отношений. Для механизма   внедрения,  реализации и контроля  вариативной части программы   была разработана дорожная карта,  которая позволяет выявлять проблемы по ходу реализации проекта и вносить коррективы.

    В дошкольной организации реализуются девять программ  дополнительного образования по пяти образовательным областям, содержание образования которых,  реализуется  во второй половине дня, один раз в неделю.

    При организации деятельности с детьми педагоги учитывают интеграцию образовательных областей, баланс инициатив,  взаимодействие с семьей,  принципы организации среды.

    Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды осуществляется как «ответы» на детские вопросы, с учетом зоны актуального и ближайшего развития, и способствует поддержке детской инициативы и позитивной социализации, раскрывает творческий потенциал  личности ребенка.

    Многие материалы (настольные,  дидактические игры, театры и др.) для реализации вариативной части ООП создаются в совместной и самостоятельной деятельности с детьми. Это дает ощущение ребенку, что он умеет делать,   что окружающие восхищаются его работами, считаются с его мнением, признают, что он хозяин в группе.

    Содержание программ вариативной части ориентированы на ребенка, формируют у него  саморегуляцию собственных действий, которые в свою очередь поддерживают развитие у детей самостоятельности, инициативы, ответственности.

    Программа «3D конструирование» разработана по направлению «познавательное развитие». Работа с 3D конструкторами больше, чем другие виды деятельности, подготавливает благоприятную почву для формирования технических способностей ребенка, инженерного мышления.

    При реализации данной программы, используется  эскизное, поисковое моделирование, наблюдение - исследование, конструирование, эвристический метод и игра.

    Система работы с детьми состоит из трех этапов: 1 этап  - плоскостное моделирование; 2 этап – объемное моделирование из разных видов конструктора; 3 этап – объемное моделирование использование программы Sketch Up.

    Рисуя на листе бумаги фигуру или постройку, дети получают плоское изображение, которое потом воссоздают из различных видов конструктора. Создавая фигуру или постройку в программе Sketch Up, ребенок видит объемное изображение, соотносит его с плоскостным. Он анализирует свои ошибки, старается добиться максимальной схожести с воображаемым предметом или с образцом,  доводит начатое дело до конца. Выстраивая логическую цепочку от простого к сложному, ребенок создает алгоритм действий и следует ему, тем самым учиться планировать другие виды деятельности.

    Ребенок, достигший своей цели, становится более успешным и уверенным в себе. Это развивает  у него логическое мышление, формирует представление объемности, пространственно – временные отношения.

    Работа в программе побуждает детей к новым открытиям, возникновению новых вопросов.  Работая в паре, дети делятся своим мнением, дают советы, внимательно слушают, задают вопросы, планируют деятельность,  помогают друг другу.

    Внедрением программы дополнительного образования для детей 5-7 лет «3-D конструирование» занимается педагог, Анищенко Галина Вячеславовна, имеющий базовое образование, владеющий  компьютерными технологиями.  Была выбрана компьютерная программа и помещение 20 м2, оснащенное компьютерами (4 рабочих места в соответствии с СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03), приобретены конструкторы «Klikko», «Архитектор 2», наборы «Лего», наборы счетных палочек, «Волшебных палочек», паек «Кюизенера», логические блоки «Дьеныша», геометрических объемных и плоскостных фигур.

    Важным этапом реализации вариативной части ООП ДО стала организация  деятельности кружка «Белая ладья» в средней группе (4-5 лет) детского сада, педагог Янголь Лариса Викторовна, учитель логопед Глазырина Екатерина Андреевна. Ведущими  консультантами  и тренерами «Белой Ладьи» стали  педагоги средней группы, родители и выпускники детского сада, семья  Феоктистовых. Елена Евгеньевна Феоктистова, имеет 3-й юношеский разряд,  Степан Феоктистов  -   1-й спортивный взрослый разряд, чемпион по быстрым шахматам среди детей от 15 до 19 лет. Семен Феоктистов - 2-й спортивный взрослый разряд, серебряный призер белой ладьи 2016г,  ученики  6 класса  СОШ №141.

    Для мотивации детей и их семей к играм в шахматы, на первом этапе в детском саду был проведен сеанс одновременной игры по шахматам, куда были приглашены родители, бабушки, дедушки, старшие братья.

    Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур,  в волшебные. Знакомство детей с шахматным полем, где каждая клеточка это целое государство, которое охраняет и защищает армия шахматных фигур, позволяет  понять детям игру.

    При  реализации программы «Белая Ладья» педагогами используется метод «трех вопросов», «Парная коммуникация», «Планирование деятельности». Волшебники Шахматной доски поведали детям  легенду о происхождении шахмат, был представлен настольный театр по сказке «Шахматная репка», «Шахматный теремок».

    Игры «Крестики-Нолики», «Дракончик», изготовленные педагогами, родителями и детьми группы, помогли детям освоить и понять, что такое  горизонтальная и вертикальная линии, диагональ, центр.  В  совместной и самостоятельной деятельности, дети  рисуют по трафаретам шахматные фигуры, раскрашивают, вырезают, лепят из пластилина, глины, соленого теста, осваивая названия шахматных фигур. Все занятия сопровождаются тематическими физкультминутками.        

      Дети с нетерпением ждут «Шахматных волшебников», и вместе они выбирают поле, шахматные фигуры, следуют правилам игры, учатся не унывать, реализуют свои интересы, планы, замыслы. Игра помогает активным детям стать спокойнее, непоседам сосредотачиваться на одном виде деятельности. 

    Дошкольное учреждение посещают дети разных национальностей, отсюда возникла идея создания программы дополнительного образования по направлению  «социально-коммуникативному развитие»,  «Гонаглыг» - «В гостях». Востребованность данной программы очевидна,  потому что решает задачи сохранения исторической памяти народов, формирования с самого раннего детства интереса и уважения к собственной культуре и культуре других народов, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства и учет этнокультурной ситуации развития детей.

    Для реализации программы «Гонаглыг -  в гостях»  в ДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда соответствующая принципам ФГОС ДО, что является необходимым условием для поддержки детской инициативы и позитивной социализации детей и сотрудничества с семьей.

    Педагоги реализующие программу «Гонаглыг – в гостях» используют  литературно-художественный материал: энциклопедии обрядов и традиций разных народностей, пословицы, поговорки, стихи, сказки, музыкальные произведения, аудио, видео записи, произведения изобразительного искусства  для активизации деятельности детей.  Детские диваны и кресла оформлены подушками с национальным орнаментом и кисточками по уголкам,  подушками из лоскутов, «Корпе» (матрасики для сиденья) украшенные национальным орнаментом, узоры которого имеют глубокое смысловое значение.

    Столы особой формы с низкими ножками, за ними, как правило,  сидят на  низких стульчиках или на подушках  для сидения «Налча». Чайные чашки «Армуды», пиалы, посуда разных национальностей.

    Важным элементом чайной церемонии являются сладости гата, назук, медовая пахлава, суджук, халва. В соответствии с вопросами детей педагоги насыщают среду такими материалами, которые помогают им найти  ответы на свои вопросы. Среда насыщена национальными тканями, нитками, бисером, блесками, бусинами для создания предметов одежды и украшений.  Соленое тесто, глина, алгоритмы рисования различных орнаментов,  трафареты необходимы для изготовления национальной посуды и предметов быта.

    Особая атмосфера развивающей предметно-пространственной среды создается за счет представления детско-взрослых проектов, выставок, коллекций, альбомов национальных костюмов, головных уборов, полотенец, ковров, платков, скатертей расписанных орнаментом разных национальностей. Центр «Гонаглыг» насыщен настольными играми: Хан «алчи»,  «Асык», «Кажык» и т.д. Организуется индивидуальная выставка работ.

    При работе в центре «Гонаглыг» педагоги, используя  метод «Трех вопросов»,  и узнают, что дети знают о разных национальностях, что хотят узнать.

    Долгосрочные проекты «Чаепитие по-казахски!», «Приглашаем в чайхану!», «Армянская  национальная культура» повышают интерес детей и родителей к культуре и традициям своего и других народов, зарождаются общие интересы.

    Сетевыми  партнёрами являются «Ассоциация национально-культурных автономий и национальных организаций города Новосибирска и Новосибирской области «Содружество» и Автономная некоммерческая  организация Центра популяризации и сохранения армянской культуры «Урарту».

    Информация для родителей и педагогов  о мероприятиях в рамках реализации вариативной части ООП представляется на сайте ДО,  работающих стендах групп и детского сада «Информация для родителей».

    Занимаясь созданием условий для реализации вариативной части ООП, главным явилась командная работа педагогов, их высокая профессиональная компетентность и мотивация, участие семей, создание развивающей предметно-пространственной среды и взаимодействие с социальными партнерами.

  • ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКИМ НАРОДНЫМ ИГРАМ КАК ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

     

    Статья.  Е.В. Гичкина, Е.А. Глазырина,  С.А. Перова, О.Е. Фокина

    (г.Новосибирск)

    Веселые подвижные игры, как песни и сказки, созданы народом. Они отлично закаляют тело и душу, заставляют много двигаться, требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства.  

    Участвовать в таких играх могут все: дети, родители, родители родителей,  потому что правила  просты и понятны.

    Многие русские народные игры сегодня почти исчезли из детского игрового репертуара. Данный факт не может не огорчать, так как русские народные игры обладают огромным потенциалом, как для физического развития ребенка, так и для формирования ценностного отношения к культуре родной страны. Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей.

    Целью  работы по данному направлению стало формирование у детей основ стандарта здорового образа жизни, самостоятельной двигательной активности через приобщение к русским народным подвижным играм.

    Поставленные задачи: формирование  у детей интереса к традициям игровой культуры русского народа; развитие  социально значимых личностных качеств: эмпатии и самостоятельности, ответственности, целеустремленности; развитие  творческих способностей детей. Развитие  у детей осознанного отношения к формированию собственных физических качеств: воли  к победе, быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости; формирование  способности соблюдать игровые правила и социальные нормы поведения. Обогащение  словарного  запаса детей  по игровой культуре русского народа, повышение выразительности речи, формирование способности координировать речь и движения.

    Деятельность с детьми по реализации программы  включает в себя игры на силу, гибкость, скорость, выносливость, на координацию движений, способствующих формированию физических качеств детей и их волевых процессов.  

    В работе используются  алгоритм проведения русских народных игр, который состоит из 5 этапов: 1 этап – «Литературные посиделки», 2 этап – «Правила игры», 3 этап – «Мой выбор», 4 этап – «Мастерская», 5 этап – «Игра».

    1 этап – совместное с детьми  прочтение  русских народных сказок, былин, поговорок, пословиц, народных игр про мужество, сопротивление, силу и  волю. Обсуждение нравственных поступков героев, их  чувств,  волевых качеств,  стойкости  способствует  мотивации ребёнка к игре. В деятельности используются вопросы планирующего, исследовательского,  уточняющего характера;

    2 этап - обсуждение  правил игры, позволяет ребенку сначала совместно с взрослым, а затем самостоятельно создавать правила в игре;

    3 этап - выбор  детьми ролей, способствует у них формированию способности принимать на себя различные роли сильных, мужественных, честных, веселых, ответственных героев, и в спортивной игре пытаться присваивать  эти качества;

    4 этап - подготовка атрибутов к играм; «Русские богатыри»  - изготовление  кольчуг, шлемов, булав, мечей;  «Проводы зимы» - изготовление чучела, блинов из бумаги, каната, кокошников, косынок, платков, «Солнце» на палке,  шумелок, трещеток; «Коляда» - изготовление масок, костюмов.

    5 этап – Игра. Используются  русские народные игры как способ развития двигательной активности детей. Играя в русские народные игры, у детей  формируется  внимание, характер, воля, развивается ум, нравственные чувства. Они  физически укрепляют ребёнка,  воспитывают  духовный настрой, интерес к народному творчеству. Народные игры включают в единое действие и детей, и взрослых, они классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку.

    В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Проведение русских народных игр даёт возможность узнать способности ребёнка, возможность взрослому и ребёнку наслаждаться общением друг с другом, вооружает бесценным инструментом в любом возрасте – юмором. Улыбка и смех способны разрядить любую конфликтную ситуацию, захватить внимание ребёнка.

    Для приобщения детей к русским народным традициям, играм, культурным ценностям русского языка, мною используются «метод трех вопросов» (Что мы знаем о …? Что мы хотим узнать о …? Как мы можем узнать о …?). А вот баланс инициатив взрослого и ребенка позволяет  самостоятельно осуществлять выбор деятельности, партнера по игре, создавать атрибуты для игр, их презентации. Создание правил и следование им формирует у детей способность к принятию решений, в будущем быть социально компетентным гражданином нашей страны.

    Для реализации направления по формированию основ здорового образа жизни, самостоятельной двигательной активности через приобщение к русским народным подвижным играм и привлечению родителей был создан проект  «Кладовая русских народных игр», который позволил возрождать эти игры в детском саду и в семье.

    Далее была разработана программа «Кладовая русских народных игр» для детей 5-7 лет, которая стала вариативной частью основной общеобразовательной программы.

    Организация развивающей предметно-пространственной среды, как «ответы на вопросы» помогает ребенку развиваться через собственный опыт, действия. Педагог выступает в роли партнера, помощника, инициатора, наблюдателя.

    Содержание программы реализуется в центре активности «Русская горница», «Здоровейка», «Искусство» и на открытой игровой площадке.

    Организован центр русской народной культуры «Русская горница». Данный центр находится в специально оборудованном помещении детского сада. Символ центра «Русская горница» дерево - дуб с сундуком, хранителем клада  русских народных игр, атрибутов. В центре собраны предметы русского народного быта, русские народные костюмы, инструменты, копилка русских народных игр, закличек, считалок. Атмосфера центра помогает детям окунуться в мир прошлого, почувствовать себя частью русской народной культуры, узнать об обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, в какие игры играли.

    Активными участниками проекта и программы «Кладовая русских народных игр» являются семьи воспитанников. Бабушки, дедушки, сестры, братья создают атмосферу творчества и созидания, веселья и задора, радости.  Совместно с семьями организуются и проводятся спортивные досуги, развлечения, посвященные русским народным праздникам, мастер-классы, литературные вечера. Программа «Кладовая русских народных игр» осуществляется во взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьей. Создана «Семейная кладовая», которая передает опыт поколений проведения  русских народных игр детям, хранит анкеты семейного опыта, проводит мастер-классы, семинары-практикумы: «Русская народная игра в нашей семье», «Игры наших бабушек», организовывает и проводит русские народные гуляния «Широкая масленица».

    Объединив родителей, создалось детско-взрослое сообщество, работающее в едином ключе и способствующее решению поставленных целей и задач.

    Результаты освоения программы и проекта являются одним из способов достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.

    Таким образом, совместное участие семей в программе дает ребенку возможность овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.

    У детей формируется потребность и  интерес к традициям игровой культуры русского народа. Участники игр способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживают неудачам и радуются успехам, адекватно проявляют свои чувства, в том числе и чувство веры в себя, стараются разрешать конфликты.

     

  • Организация сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

     

    Методическая рекомендация

    по организации сюжетно-ролевой игры

    в дошкольном возрасте

    Разработала: воспитатель 1кв категории

    Худобородова Н.Л.

     

     

    Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры — действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку».  Эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

    Прежде чем вы начнете проводить сюжетно – ролевую игру в одной из возрастных групп, обратите особое внимание на те задачи, которые вы будете решать в работе с дошкольниками. Они включают следующее:

    ·       развитие игры как деятельности;

    ·       расширение тематики детских игр, углублении их содержания;

    ·       приобретение положительного социального опыта;

    ·       использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;

    ·       развитие всех сторон  личности: движений, всех психических процессов (мышления, воображения, памяти, речи), качеств личности и черт характера, усиление и дальнейшее развитие эмоциональных и волевых проявлений ребёнка;

    ·       подготовка ребёнка – дошкольника к жизни в социуме, социализация его личности.

               Прежде чем, вы будете организовывать, и проводить сюжетно – ролевую игру, необходимо изучить  особенности сюжетно-ролевой игры, которые раскрыты в работах исследователей (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова,  Д.Б. Эльконин,  и др.). В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе сюжетно-ролевая игра  рассматривается как деятельность особого рода, которая характеризуется наличием всех компонентов деятельности: цель, мотив, средства и даже в ряде случаев говорят о результате, но при этом каждый из элементов игровой деятельности специфичен.

    Проанализировав теорию, каждый из вас должен сделать для себя свои выводы по  заученным вопросам, уяснив особую значимость сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников.

    При организации сюжетно – ролевой игры важно учитывать, что в младшем дошкольном возрасте вы должны: подобрать игрушки, позволяющие развернуть игры в семью, дом, детский сад, «шофёры», «поездка», «поезд», «у врача», «магазин» и др. Обратите особое  внимание на их доступность  детям  и хранение их в игровых уголках в поле зрения ребёнка, стимулируя его  игровой замысел.

    В старшем  дошкольном  возрасте необходимо   скомплектовать игрушки  по темам (для игры в больницу, почту, космонавтов, школу, библиотеку и др.) Подготовить готовые  комплекты, состоящие из самых необходимых атрибутов и игрушек, дополнительного игрового материала, предметов – заместителей. Не давать детям  материал в готовом виде,  привлекать  их к этому по мере развития игры.

     

    Хочется обратить особое внимание на следующие моменты при организации сюжетно - ролевой игры:

    1. Выбор игры, которую вы будете включать.

    2. Наличие предметно–игровой среды в зависимости от возраста и тематики.

    3. Наличие плана – конспекта.

     

    Учитывайте принципы формирования сюжетной игры:

    1. Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не «учителя».

    2. Не забывайте о своевременном переводе ребенка к более сложным способам игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.

    3. Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами-сверстниками. Поэтому не стремитесь все время «угадывать» направление его мысли. Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребенка.

    Организуйте наблюдение за свободной игровой деятельностью детей (с целью выявления игровых интересов и навыков детей).
    Ознакомьтесь с перспективным планом развития сюжетно-ролевой игры в данной группе (обратите внимание на предыдущую работу, проделанную воспитателем в этом направлении).

    1. Выбор игры.

    Приступайте к разработке плана организации игровой деятельности.

    При этом учитывайте интересы детей, уровень развития игровых действий, способности развивать сюжет и др.

    Продумайте и опишите содержание игры.

    Спланируйте возможные направления развития сюжета.

    Подготовьте все необходимые атрибуты для игры.

    Организуйте игровую среду.

    Создайте игровую ситуацию для возникновения игрового замысла детей.

    Организуйте ситуацию распределения ролей между детьми.

    Обговорите игровой замысел и правила игры.

    Осуществляйте прямое (младший  дошкольный возраст) или косвенное руководство игровой деятельностью, следите за развитием сюжета.

    Педагогическая разработка плана игры, т.е. начальный этап педагогического конструирования: намётки её сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием (старший дошкольный возраст).

    Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

    Создание воображаемой ситуации.

    Распределение ролей в зависимости от желания ребёнка.

    Начало игры: создайте  игровую или проблемную ситуацию, проведите предварительную беседу, обговорите тему предстоящей игры и т.д.

    Сохранение игровой ситуации: используйте напоминание, указание, совет, положительную оценку, ролевое взаимодействие и др.

    Завершение игры: положительная оценка, анализ ролевых и товарищеских взаимоотношений.

    Вопросы для самоанализа:

    ·        Как можно преобразовать предметно-игровую среду, чтобы повлиять на развитие сюжета и содержание игр дошкольников?

    ·        Можно ли повлиять на ролевое поведение детей в игре, и каким образом?

    ·        В чём может проявиться творчество детей в игре?

    ·        Что вы открыли сегодня для себя, организуя с детьми сюжетно–ролевую игру?

    ·        Какие приёмы руководства Вы считаете наиболее эффективными?

    ·        Какие трудности возникли у Вас при руководстве данным видом игры?

    ·        Какие ресурсы своей педагогической деятельности Вы обнаружили?

    ·        Что изменилось в Вашем отношении к данному виду игровой деятельности?

    Воспитанию, развитию и закреплению качеств личности, необходимых будущему школьнику, способствуют такие сюжетно-ролевые игры, как «Школа», «Библиотека». В них отражаются имеющиеся у детей представления о школе, правилах школьного поведения, требованиях учителя, а также их мечты и желания. Особое внимание при ознакомлении ребят со школьной жизнью уделите таким явлениям,  как школа, кого называют учениками, обратите  внимание на деятельности учеников, на их отношениях между собой и с учителем, расскажите о лучших учениках, возбуждая желание подражать им. Пригласите их в группу и  расскажите об интересных школьных делах, о любимом уроке, о том, как ребята помогают отстающим, как проводят субботники, участвуют в труде взрослых, как отдыхают летом, в какие игры играют. Проведите   беседу «Адреса хороших дел»,  используйте произведения о школе. Знания о школе, полученные детьми во время экскурсии, наблюдений, целевых прогулок помогут вам при организации и проведении сюжетно-ролевой игры «Школа».

    Критерии оценки:

    ·        игра соответствует возрасту ребёнка;

    ·        вовлечённость в игру (количество человек – участников игры);

    ·        соблюдение алгоритма игры;

    ·        эмоциональная насыщенность соответствует замыслу игры;

    ·        особенности поведения детей в игре, подчинение правилам игры;

    ·        степень удовлетворённостью игрой.

    Показатели эффективности

    ·        Замысел возникает по инициативе самого ребенка, обсуждает его с партнёрами по игре, учитывая его точку зрения. Формулировка игровой цели и игровой задачи,  устойчивость замысла, использование импровизации в игре.

    ·        Основное содержание игры, его разнообразие, соотношение предметных, бытовых и отражающих общественные отношения действий.

    ·        Сюжет игры. Разнообразие, устойчивость и развёрнутость сюжета. Умения ребёнка совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

    ·        Игровая роль обозначается словом через ролевую речь, предметные действия, мимику. Степень развёрнутости ролевого диалога, его длительность, умение передать характерные особенности персонажа.

    ·        Взаимоотношения, их численность, устойчивость и характер.

    ·        Игровые действия: степень обобщённости, развёрнутости, разнообразия, адекватности.

    ·        Отношение к правилам: умения выполнять их с взятой на себя ролью, следить за выполнением правил другими детьми.

    ·        Достижение результата игры, умение соотносить его с замыслом.

     

    ЛИТЕРАТУРА

    ·        Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр.

    ·        Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие /Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова – М.: Айрис-пресс, 2008 – 128с.

    ·        Гришина Г.Н. Любимые детские игры.- М.,1997

    ·        Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. – М., 1990.

  •       Консультация для родителей по теме «Зачем ребенку общение со  сверстниками?»
     

    Консультация подготовлена воспитателями МКДОУ№ 97 «Сказка»

    Муль Н.Н. Николаевой М.В., Асадовой С.С., Ефремовой Г.Г., Анищенко Г.В.

    по рекомендациям Яковенко Татьяны Дмитриевны - доцента НГПУ, заведующего отделом профилактической работы с образовательными организациями, семьей и детьми  ГЦОи3 «Магистр», преподавателя детской литературы и психологии НГПУ;

     

     

    Общение со сверстниками необходимо ребенку, чтобы научиться строить отношения к себе равными (В.С. Мухина и др.).

    Общение с другими детьми помогает ребенку преодолеть ограниченность контактов внутри семьи. (С.Л. Рубинштейн и др.).

    Сверстники играют решающую роль в возникновении у ребенка способности утешать, помогать, сочувствовать; именно в общении  со сверстниками ребенок приобретает опыт следования тем правилам, которые предъявляли ребенку взрослые (Ж. Пиаже, В.С. Мухина и др.).

     

    Особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте

     

    ·       Чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей (значительно  чаще, чем в общении со взрослыми, дети проявляют сильные эмоции; от бурной радости, восторга до простого негодования, гнева)

    ·       В среднем дошкольники в трое чаще одобряют ровесника и в 9 раз чаще вступают ним в конфликты, чем при общении со взрослыми.

    ·       Раскованность, нестандартность поведения детей в детском сообществе (кривляются, передразнивают друг друга, гримасничают, принимают причудливые позы, придумывают невообразимые слова и небылицы и т.п.).

    ·       Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, чем проявление сверстника).

    ·       Общение со сверстниками способствует развитию критичности мышления (Е. Субботский и др.).

    ·       Общение со сверстниками необходимо для познания себя самого (М.И. Лисина).

  •      Статья Инклюзивное образование детей с ОВЗ
     

    Гичкина Елена Валентиновна

    Глазырина Екатерина Андреевна

    Фокина Ольга Евгеньевна

    Перова Светлана Анатольевна

    МКДОУ д/с №97«Сказка»

    комбинированного

     вида г.Новосибирск

     

    Инклюзивное образование детей с ОВЗ в МК ДОУ д/с № 97«Сказка» комбинированного вида г. Новосибирска

     

    С принятием ФГОС ДО в дошкольных организациях создаются специальные условия для получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Данные мониторинга состояния здоровья детей детского сада свидетельствует о тенденции нарастания числа детей с функциональными отклонениями в состоянии здоровья и наличием у них хронических заболеваний.

    Дети нуждаются в ранней диагностике, своевременной коррекции нарушений и социальной адаптации. Это указывает на необходимость проведения психолого-педагогических, коррекционных, физкультурно-оздоровительных, медико-реабилитационных мероприятий по психосоматическому, психомоторному развитию детей и формированию основ здорового образа жизни детей и взрослых.

        

    читать далее

     

  •      Статья Интерактивные формы
     

    Глазырина Екатерина Андреевна

    Учитель-логопед высшей кв.категории

    Веселова Светлана Валерьевна

    воспитатель первой кв. категории

    Янголь Лариса Викторовна 

    Воспитатель высшей кв. категории

    МКДОУ ДС№97 «Сказка»

     

    Интерактивные формы взаимодействия с семьей

    в соответствии с ФГОС ДО

     

    Хотели бы Вы проводить собрания так, чтобы каждая семья  в вашей группе ждала его с нетерпением? Хотели бы Вы превратить группу родителей в активных участников совместной деятельности, а семьи в участников образовательного процесса?

    читать далее

     

  •      Статья Д. Голубева корреспондент НГУ
     

    Дина Голубева корреспондент НГУ

    Екатерина Глазырина  логопед МКДОУ №97

     

    Логопеды детского сада № 97 третий год сотрудничают с Новосибирским государственным университетом. На кафедре фундаментальной и прикладной лингвистики НГУ создают новые программы, которые помогут детям с нарушениями речи.

    Детский сад № 97. Утро понедельника. В кабинете логопеда суета вокруг шестилетнего Егора:

     

             читать далее 

     

  • Детская инициатива

  •      Адаптация

     

    •         Что такое адаптация?
    •         Как помочь ребенку привыкнуть к детскому садику?
    •         Что происходит с ребенком, когда он начинает ходить в детский сад?
    •         Рекомендации родителям в период адаптации

                             и многое другое Вы узнаете, прочитав статьи:

     

    предоставленные:

     руководителем ДОУ Гичкиной Еленой Валентиновной,

     педагогом-психологом Чулковой Марией Анатольевной,

     старшим воспитателем Флеер Светланой Александровной,

     старшей медсестрой Лушовой Ольгой Борисовной.

  •      Проекты

  •      Результаты самообследования

Дата последнего обновления страницы 22.09.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»